13:34 

«Вчера вечером они налили целое ведро Джина и вылавливали зубами оливки»© M*A*S*H
Фигурное катание — это зимний вид спорта. В эту простую истину сложно было поверить в январском Загребе, когда на дворе светило солнце, а на термометре было +12, но мартовская Швеция напомнила гостям чемпионата, каким именно видом спорта они интересуются. Еще в воскресенье в Гетеборге было +6 и солнечно, но за ночь с воскресенья на понедельник город замело сугробами, и всех, прилетевших на чемпионат 17 марта, встречали черно-белое море из елей и снега под крылом самолета и пелена мокрого снега в самом городе. Впрочем, погодные условия были единственным плюсом в копилку европейского первенства: во всех "рукотворных" аспектах организации соревнований шведский турнир выиграл за явным преимуществом. Если в Загребе единственный плакат, оповещающий жителей о том, что у них проводится чемпионат Европы, располагался на пути из аэропорта в город, то Гетеборге редкий фонарный столб в центре не был украшен флагами с логотипом турнира. Результат налицо: полупустые трибуны 6-тысячного Dom Sportova в Хорватии и заполненный минимум на 80% 12-тысячная Scandinavium Arena в Швеции. Феноменальный результат для страны, в которой последним призером чемпионатов мира была Виви-Анне Хультен, выигравшая бронзу в 1937 году в Лондоне. Конечно, определенную часть публики составили поклонники фигурного катания из других стран, особенно повезло северо-американским спортсменам: группы канадских и американских туристов компактно расположились на лучших местах в нижнем секторе катка и с большим воодушевлением приветствовали появление на льду представителей США и Канады. Но и "домашней" публики было немало, а давление на трех шведских участников: Эдриана Шультхайсса, Кристофера Бернтссона и Викторию Хельгессон было колоссальным.

Командный зачет

Чемпионат, пришедшийся ровно на середину "ванкуверского" олимпийского цикла, прошел под знаком кленового листа. На счету Канады три медали: золото, серебро и бронза. Больше, чем у любой другой страны (в активе Франции золото и серебро, другим странам-призерам досталось только по одной медали), и больше того, на что они, объективно говоря, могли рассчитывать перед началом турнира. Из лидеров канадской сборной только Джоанни Рошетт выглядела в Гетеборге бледнее обычного, но даже она добилась озвученной в начале турнира цели (попадания в пятерку сильнейших). Остальные же показали если и не лучшие прокаты в своей карьере (серебряным призерам танцевального турнира Тессе Вирче - Скотту Мойру доводилось в этом году получать и более высокие баллы за свои программы), то одни из лучших, и поднялись в итоговых протоколах настолько высоко, насколько это было возможно. Вопреки заявлениям циников, поспешивших объяснить этот взлет симпатиями арбитров к будущим хозяевам Олимпиады, нельзя не признать, что представители Канады, если брать всю сборную целиком, действительно выглядели лучше всех. Легко и непринужденно, с хорошей хореографией, отличной базовой техникой, опрятным исполнением и высокими уровнями сложности всех элементов. То ли канадская федерация — формальный автор предложения о введении новой системы судейства, архитектором которой выступал Тед Бартон, — лучше других знает, что нужно для того, чтобы побеждать по новым правилам, то ли дали свои плоды многочисленные программы реорганизации и развития, запущенные в начале 2000-х с прицелом на "домашнюю" Олимпиаду, то ли канадцам просто повезло, что в одно время и в одном месте собралось сразу столько талантливых спортсменов, которые к тому же попали под крыло таких хореографов, как Лори Николь и Дэвид Вилсон, но как бы то ни было, по результатам турнира именно Канада оказалась сильнейшей all around сборной мира. Ни одна другая страна не может похвастаться тем, что у нее есть претенденты на медали во всех четырех дисциплинах.

Если канадская сборная на этом турнире прыгнула выше головы, то японская команда, наоборот, стала основным underachiever чемпионата. Имея в своем распоряжении сильнейшую женскую сборную мира и основного фаворита в соревнованиях мужчин, японцы в итоге вынуждены были довольствоваться только одной медалью. Медалью золотой, но полученной по сумме баллов за два вторых места и без рекордного тройного акселя, которого от Мао Асады, если судить по японским репортерам, с нетерпением ждала вся страна. Впрочем, к Асаде никаких претензий быть не может: на чемпионате мира она показала лучший в сезоне прокат короткой программы и сумела взять себя в руки после обескураживающего падения при заходе на аксель в начале произвольной. Юкари Накано тоже выступила в свою силу и в очередной раз пострадала за свою не самую эффективную прыжковую технику, из-за которой она склонна недокручивать прыжки и никогда не получает бонусов за качество их исполнения. Но вот ученики самого успешного по итогам прошлогоднего чемпионата мира тренера Николая Морозова фактически провалились: по официальной версии Мики Андо прервала свое выступление в произвольной программе из-за травмы ноги, полученной на утренней тренировке, но нельзя не отметить, что действующая чемпионка мира неважно выглядела на протяжении всего чемпионата, равно как и предшествующего ему сезона. Такахаши же, напротив, с начала сезона и до февраля месяца выглядел прекрасно, тем обиднее ему, наверное, было обнаружить себя за чертой призеров.

Для Франции, пережившей за последние годы несколько крупных реорганизаций своего спортивного хозяйства, но вернувшейся в конечном итоге к проверенному варианту c Дидье Гайяге в качестве президента, две медали достаточно символично выиграли спортсмены, начавшие добиваться успехов еще в эпоху предыдущего "правления" Гайяге. Правда, кроме Жубера и Делобель-Шонфельдера, похвастаться французам особенно не кем. Две другие танцевальные пары из Лиона хороши, но, учитывая уровень конкуренции в современной танцевальной элите, вряд ли смогут в ближайшие годы пробиться к пьедесталу, а в остальных трех дисциплинах Франция не может предложить участников «второго эшелона», в будущем конкурентоспособных на мировом уровне.

Две "фигурные" супердержавы Россия и США получили всего по одной бронзе, причем там, где от них этого не ждали. После отказа от участия в чемпионате Оксаны Домниной - Максима Шабалина поклонники российского фигурного катания скорее могли рассчитывать на то, что за медаль сможет "зацепиться" одна из наших спортивных пар, нежели чемпионы России в танцах на льду Яна Хохлова - Сергей Новицкий. Пятое место, занятое парой в Финале Гран При, в отсутствие его победителей Домниной-Шабалина закономерно стало бы четвертым, но третье казалось чем-то из области фантазий. Падение фаворитов в обязательном танце и 0,26 балла разницы в итоговой сумме сделали эту мечту реальностью, одновременно поставив американскую сборную перед неприятной перспективой уехать с чемпионата мира без медалей. Танит Бельбин - Бенжамин Агосто — самая титулованная пара танцевального турнира "ехала" в Швецию за золотом, единственной медалью чемпионатов мира, которая пока отсутствует в их коллекции. Но шансов на победу они лишили себя сами, упав на втором круге "Аргентинского танго", и отыграть обратно отставание от лидеров им не удалось. Так что перед последним днем чемпионата на счету сборной США были только две "малые" медали: серебро Джонни Вейра за второе место в короткой программе и бронза Бельбин-Агосто за произвольный танец. Вейр, который начал сезон удачными прокатами на этапах серии Гран При, к середине сезона заметно сник, да и прокаты произвольных программ никогда не были его сильной стороной. Но ему, как и Хохловой-Новицкому, повезло: его основной соперник в борьбе за бронзу Дайсуке Такахаши запутался в числе сделанных каскадов и, проиграв 1,73 балла, пропустил американца вперед. Видимо, проведение решило, что россиянам и американцу, ни разу в жизни не стоявшим на пьедестале почета мирового первенства, эта бронза важнее, чем спортсменам, которые ехали в Гетеборг за званиями чемпионов мира.


Mixed signals


Confusion will be my epitaph

Основной же темой обсуждения на чемпионате, как обычно, стала система судейства. По большому счету, эта система для многих представляется этаким "черным ящиком", в который фигуристы закладывают свои программы и из которого они получают свои оценки. Нельзя сказать, что разобраться в ее правилах настолько сложно, что это не под силу никому, но многим откровенно лень это сделать. Поэтому начинаются поиски простых ответов. Два самых распространенных варианта звучат так: либо система поощряет попытки исполнения сложных элементов, либо, наоборот, — качественное исполнение всех элементов, а уж сложных или нет неважно. Но проблема в том, что сама по себе система судейства не поощряет ни того, ни другого. В этом одновременно ее сила, которая позволяет ей адаптироваться к самым разным ситуациям, и слабость, поскольку отсутствие clear cut ответов, особенно на фоне и без того не безупречной репутации ИСУ, порождает сомнения в честности судейства.

Case study: финал соревнований мужчин против финала соревнований женщин. У прекрасного пола в числе призеров с первым местом в короткой программе и третьим местом в произвольной итальянка Каролина Костнер, сорвавшая один из трех прыжковых элементов короткой и чисто выехавшая только из трех из семи тройных прыжков в произвольной. Секрет ее успеха? Высокая базовая стоимость программы, достигнутая, в первую очередь, за счет большего числа докрученных тройных прыжков. Но для Бриана Жубера такой простой рецепт, как "перепрыгать" соперников, не сработал. Вернее, сработал, но только отчасти. Тех, кто выступал до него, он обошел, а вот на чистый прокат выступавшего следом Джеффри Баттла он явно не рассчитывал. Представленный им вариант произвольной содержал четверной тулуп, тройной аксель и еще шесть тройных прыжков. У Баттла — два тройных акселя и шесть других тройных. Парадокс в том, что даже соберись Жубер катать более рискованный вариант, в котором вторым прыжком стоит четверной, а не тройной сальхов, чистого исполнения этого элемента ему все равно не хватило бы для того, чтобы сравняться с Баттлом в базовой стоимости программы. Почему? Потому что у него вращения и дорожки шагов более низкого уровня. Back to Ladies. Аналогичные математические "выкладки", столь блестяще сработавшие для Баттла, ничуть не помогли его подруге по команде Джоанни Рошетт. Она сделала пять чистых тройных, плюс еще один тройной с помаркой и два двойных акселя. Это больше, чем сделала любая из ее соперниц. Как и Баттл, Рошетт получила высокие уровни за непрыжковые элементы: четвертый за все вращения и спирали и третий за дорожку шагов. Тем не менее, она стала только третьей по технике, уступив, например, Мао Асаде, которая чисто выполнила только четыре тройных прыжка и два двойных акселя (еще один тройной прыжок она сделала с помаркой) и получила более низкие уровни сложности за вращения и только первый уровень на комбинацию спиралей. Почему? Потому что судьи очень высоко оценили качество тех четырех прыжков, которые Асада все же сделала. Что, замкнув круг, возвращает нас к вопросу, что в тройке лучших по итогам произвольной программы делает Костнер, у которой с качеством дела обстояли, мягко говоря, не лучшим образом?

Исход соревнований одиночников породил очередную волну разговоров о необходимости повысить баллы за элементы ультра-си. Этот взгляд разделяют не только спортсмены, владеющие этими элементами, но и многие другие специалисты и поклонники фигурного катания. Последние, правда, при этом не обращают внимания на то, что ситуация, которую они хотят создать в одиночном катании, в настоящий момент уже существует у спортивных пар, и там особенной радости болельщикам не приносит. Из-за "перекоса" в оценке качества исполнения выбросов (худшее, что ждет фигуристов, это потеря двух баллов за полный срыв элемента и еще одного за падение) баллы, получаемые дуэтами за сорванные попытки выполнить выброс тройной аксель или четверной сальхов, приблизительно равны базовой стоимости выбросов тройной сальхов или тройной риттбергер. А уж если партнерше посчастливится устоять на ногах, то оценки будут и вовсе запредельными: выше, чем за идеально исполненный выброс могут получить другие пары, исключая, разве что два китайских дуэта и Савченко-Шолковы. Только вот в парном катании зрители и специалисты все больше сетуют на то, что, во-первых, подобные "безнадежные" (как, например, у Инуэ-Балдуина два последних сезона) броски партнерши на лед чреваты серьезными травмами, а во-вторых, независимо от сложности эти шлепки программу не украшают.

@темы: Brian Joubert, СМИ, воспоминания, интересности, новости, соревнования, статьи, чемпионат мира

   

Brian Joubert & Stephane Lambiel fans community

главная